Черно-белые фото можно сделать цветными – и это красота. В мире три главных колоризатора, мы поговорили с одним из них
За полуторавековую историю футбола было сделано множество фотографий. Большая часть снимков, сделанных в XIX и в начале XX века, утеряна, оставшиеся бывают вытерты настолько, что на них невозможно разобрать, например, есть ли полоски на форме игроков, не говоря уже о лицах. Выдержка (время, за которое фотоаппарат фиксирует изображение) в первых камерах могла длиться минуту, две, пять, а студийные фото снимались и по двадцать. Качественных снимков первых матчей просто не существует, о по-настоящему хороших изображениях приходилось только мечтать вплоть до второй половины прошлого столетия .
Но кое-что изменилось. Сейчас есть возможность увидеть цветные фотографии Льва Яшина сразу после победы на чемпионате Европы в 1960-м, рекордсмена по голам за один сезон английской лиги Дикси Дина, выходившего на поле в начале 30-х, и золотой Венгрии с Пушкашем и Кочишем образца 1950 года. Дело в том, что за старые футбольные фотографии взялись колоризаторы – художники, преобразовывающие монохромные изображения в цветные. В мире всего несколько человек, увлекающихся восстановлением футбольного ретро: армянский режиссер, итальянский полицейский и британский пенсионер. С последним я и поговорил.
***
68-летний Джордж Чилверс живет в Уигане, болеет за местную команду и с детства обожает раскрашивать черно-белые снимки. В 2017-м его работы опубликовала газета The Sun. Впрочем, он сам сейчас обо всем расскажет.
– Мне всегда было интересно, в форме какого цвета выходят на поле футболисты. Когда я был подростком, я всегда раскрашивал фотографии в газетах и футбольных журналах цветными карандашами. Я вырос в Ливерпуле и с детства болел за «Ливерпуль». Но в 1976-м я переехал в Уиган, и с тех пор поддерживаю местную команду, хожу на домашние матчи и иногда выезжаю на гостевые. Сейчас все остановилось, к сожалению.
Компьютерные программы, подходящие для колоризации снимков, появились лет 15-20 назад, и я потихоньку начал экспериментировать с ними.
– Это началось, как хобби, но сейчас вы получаете деньги за свою работу? Вам удавалось продавать колоризованные футбольные фото в газеты или журналы?
– Это по-прежнему хобби, и ничего больше. Раньше если кто-то просил меня раскрасить тот или иной снимок, я смотрел, хочется ли мне взяться за него, и, если брался, просил заплатить. Издано уже шесть книг, на обложках которых есть мои работы. Но колоризация все равно остается только увлечением. Мне не нужна постоянная работа, я пенсионер, и, если обработка фотографий станет похожей на настоящую работу, я перестану этим заниматься.
– И сколько вы просите за один снимок?
– Нет-нет, это уже в прошлом. Если друг попросит сделать для него фото, я сделаю, но никакого прайс-листа у меня нет, я не хочу, чтобы мое увлечение становилось работой.
– Сотни, я навряд ли смогу сосчитать. Кроме того, есть немало снимков, над которыми я начал работать и бросил посередине.
– Тяжело представить себе, сколько времени вам нужно, чтобы раскрасить одну фотографию.
– Ха-ха, все спрашивают меня об этом. Тяжело сказать. На английском есть такое крылатое выражение «Какой длины эта веревка?» – так отвечают, когда не знают, что ответить о размере, времени или расстоянии. Иногда это бывает очень легко (я сделал одно фото для моих друзей сегодня днем, и это заняло три часа). Я могу работать сразу над несколькими снимками одновременно, оставлять их на день или около того, чтобы потом посмотреть на фотографию свежим взглядом. Так что это может занять дни, недели, даже месяцы. Но общее время работы над одним снимком – около 6-12 часов.
– Ого!
– Да, довольно легко сделать это быстрее, но тогда и фото будет выглядеть так, как будто я его сделал быстро, понимаете?
– Как вы отбираете снимки, с которыми будете работать?
– Я просто ищу красивые фотографии. Это может быть четкое изображение или снимок, за которым стоит целая история, или фото команды в необычных цветах, а иногда я просто думаю, что цвет улучшит фотографию. Я беру любые виды футбольных снимков. Иногда это хорошо известные фото игроков или команд, иногда совсем неизвестные. Мне важно качество оригинала. Я хочу четко представлять себе, каково было находится там в ту секунду.
– Как же вы знаете, какие цвета выбирать в том или ином случае? Это должно быть непросто.
– Ха, это еще один часто задаваемый вопрос. В Англии существует великолепный вебсайт Historical Football Kits, это отличный источник, по которому можно сверяться, но я использую и старые газетные репортажи, старые книги и чаще всего нахожу нужные мне ответы. Иногда небольшой отрывок интересной информации заставляет меня колоризовать фото, чтобы увидеть все своими глазами.
– Приведите пример.
– В финале Кубка Англии в 1950-м между «Ливерпулем» и «Арсеналом» обе команды сменили свои привычные цвета. «Ливерпуль» играл в белых футболках с красными воротниками, в черных шортах и полосатых гетрах. На черно-белой фотографии не видно цвета этих полосок, и было бы логично предположить, что гетры были бело-красными. Но кто-то вычитал в газетном репортаже, что на самом деле гетры игроков «Ливерпуля» были в синюю полоску. Я должен был колоризовать эту фотографию, просто чтобы посмотреть, как это выглядит на самом деле.
– Это потрясающе. В каком графическом редакторе вы работаете?
– Сейчас это Photoshop Elements 9.
– Вы, в основном, выбираете фотографии, относящиеся к Англии?
– Да, мне просто легче их находить, но я колоризую и интересные снимки из других стран, которые попадаются мне на глаза.
– Какие фото вы любите обрабатывать больше – командные или индивидуальные?
– Снимки с одним игроком легче колоризовать, как правило, но результат обработки командных фотографий или фото с игры меня радует гораздо больше.
– Выберите топ-5 колоризованных вами фото, чтобы мы показали их нашим читателям?
– Я сейчас покажу свой топ-5, но уже завтра он может поменяться. Фото Дикси Дина из «Эвертона», выходящего на поле:
Фото сборной Венгрии с Ференцем Пушкашем перед финалом ЧМ-1954:
Вот этот снимок специально для вас – Лев Яшин после финала Евро-1960:
Фото двух бабушек у кромки футбольного поля.
А это мало кому известное фото, но мне кажется у него великолепная атмосфера: «Уиган Атлетик» в матче против «Барнета» в 1972-м.
– Мне очень понравился снимок с игры «Базеля» 20-х годов с этим невероятным многоэтажным зданием на фоне.
– О, да, это великолепное фото, не так ли? Я же говорил, я послал вам пять моих любимых снимков на сегодня, но спросите меня в другой день, и этот список изменится.
– Кто ваш футбольный герой – это может быть игрок или тренер – из тех, кого вы видели своими глазами?
– Сложный вопрос. Я не могу с уверенностью утверждать, что у меня есть свой герой – это слишком сильное слово для того, кому уже стукнуло 68. Но я всегда говорил, что Джордж Бест – это лучший игрок из всех, кого я видел. Правда, в прошлом ноябре я был в Барселоне и видел, как Месси играет против «Боруссии» (он забил гол и сделал две голевые передачи – прим. sports.ru). Я видел его игру и раньше, но в тот вечер он был волшебен. Если выбирать, я бы остановился на Бесте и Месси. Во все времена было и есть множество талантливых футболистов, но эти двое – лучшие.