На чемпионате мира из 1954-го Австрия с Швейцарией наколотили двенадцать мячей в одной игре.

По малоприятному стечению обстоятельств июньская суббота, на которую выпали сразу два четвертьфинала ЧМ-1954 в Швейцарии, стала не только самым жарким днем того лета: 26 июня столбики термометров в Лозанне поднялись до аномальных 38 (некоторые источники говорят о сорока) градусов в тени. Солнце продолжало палить даже в пять часов вечера, когда должен был стартовать один из самых интересных матчей всего турнира, где игравшая от обороны Швейцария встречалась с суператакующей Австрией. Помимо невыносимой жары, дыхание затруднялось из-за повысившейся влажности (81%): город, расположенный на берегу самого большого озера Альп, Женевского, окутали испарения.

Сбалансированная и мощная австрийская сборная, с впечатляющим сочетанием опытных и молодых игроков, заявила на чемпионат мира сразу десять игроков венского “Рапида” (пять чемпионств и три вторых места в Штатслиге + Кубок страны в послевоенные годы), из которых пятеро застолбили себе железобетонные места в основе. Среди них был 29-летний нападающий “Рапида” Роберт Кёрнер и его младший (но более опытный и одаренный) брат Альфред, бывший к тому же его одноклубником, из-за чего у футбольных статистиков нередко случаются расхождения, когда они записывают голы одного брата на другого. По четыре футболиста представляли “Аустрию” и “Ваккер”, остальная четверка (в их числе был Карл Коллер из венского “Фёрста”, один из лучших австрийских хавбеков в истории) распределилась по еще трем клубам. Капитанил здесь опытный полузащитник венской “Аустрии” Эрнст Оцвирк по прозвищу “Осси”. Он отличался почти нечеловеческой прыгучестью, практически все свои мячи забивая головой после навесов со стандартов, очень точными длинными передачами, а его способностью удерживать мяч в ногах во время самых невероятных проходов и обводок удивлялись даже бразильцы. В молодежных командах Оцвирк с его ростом в 182 см и мощными ударами играл на позиции центрфорварда, однако вскоре перешел в центр поля, после чего Осси быстро привлек к себе внимание ведущих клубов Австрии. Полузащитник пользовался любовью болельщиков за элегантную игру, был одинаково полезен в обороне и атаке, никогда не отказывался от встреч с фанатами и охотно раздавал автографы поклонникам, держась при этом очень скромно. Через два года после чемпионата мира в Швейцарии Эрнст на пять сезонов перебрался в итальянскую “Сампдорию”, а завершил карьеру в 37 лет в “Аустрии”, которую дважды делал чемпионом страны уже в качестве тренера. После не слишком удачного периода в “Кельне” он возглавил “Адмиру”, однако тренерская карьера великого полузащитника окончилась трагически: выбежав на поле после победного матча чемпионата он травмировал ахиллово сухожилие, а после неудачной операции начался частичный паралич, постепенно распространившийся на все тело. Оцвирк скончался в возрасте 53 лет, удостоившись мест в символических сборных Австрии и “Аустрии” за всю их историю.

Наставником австрийцев был Вальтер Науш, бывший полузащитник “Аустрии” и национальной сборной, входивший в основной состав “Вундертим” Майсля, партнер и друг одного из величайших футболистов ХХ века “Бумажного человека” Маттиаса Синделара. Науш был универсальным игроком: играя на левом краю полузащиты он нередко становился частью обороны, а иногда использовался в качестве дополнительного нападающего, успешно справляясь с каждой из этих ролей. Еще в 29 лет, по-прежнему играя за сборную и столичный клуб, Вальтер стал ассистентом главного тренера “Аустрии”. Через два года немцы аннексировали Австрию, после чего венскую команду, большую часть правления и игроков которой составляли евреи, временно распустили, проводя так называемую “чистку рядов”. Науш пытался протестовать против этих мер, а затем предложил свои услуги в качестве главного тренера клуба в попытке спасти его от развала. Нацисты согласились, поставив условие: Вальтер должен развестить с женой, еврейкой по национальности. В итоге, в ноябре 1938-го супруги бежали в Швейцарию, где после полутора лет без футбола Науш стал играющим тренером цюрихского “Янг Феллоуз”, с которым работал восемь лет. Лишь в 1948-м президент Австрийской футбольной ассоциации вернул Вальтера на родину, пригласив его занять пост тренера национальной сборной. Науш тут же взялся за построение мощной команды, пригласив в Das Team целую плеяду талантливых игроков и поставив им быструю атакующую игру. Уже в 1950-м австрийцы в трех суперрезультативных матчах сумели обыграть самих венгров (5:3), югославов (7:2) и датчан (5:1), а также с минимальным счетом одолели итальянцев и шотландцев. В Европе заговорили о возвращении “Вундертим”, когда год спустя была повержена Бельгия (8:1), а англичане на “Уэмбли” смогли добиться лишь ничейного результата 2:2. После ЧМ-1954 Науш покинул сборную, ненадолго возглавил свой бывший клуб “Аустрию” и ушел из футбола. По странному совпадению, Вальтер, как и Оцвирк, тоже скончался довольно рано, причем его смерть также была связана с игрой, которой они оба посвятили жизнь: у тренера случился сердечный приступ в кафе, когда “Аустрия” проиграла в домашнем матче “Кремсеру” 3:4. От последствий удара Науш так и не оправился, и ушел из жизни три месяца спустя, в возрасте всего 50 лет.

В австрийской сборной тех лет хватало талантливых, не всегда в полной мере оцененных в европейском и мировом масштабе игроков, но один из них стал бы несомненным усилением абсолютно любой из команд, игравших на мировом первенстве в Швейцарии. Главный тренер австрийцев однажды сказал, комментируя свой план на предстоящую важную игру: “Что же касается Ханаппи, я пока не знаю, где он будет играть, потому что он может играть везде”. Герхард, которого растила тетка после ранней смерти его матери, с детства отличался большой склонностью к учебе, успешно совмещая футбол и книжки с тетрадями, и будучи уже известным игроком и звездой национального уровня, продолжал получать архитектурное образование в Техническом университете Вены, который и закончил в 1957-м, став инженером. А за десять лет до этого, в восемнадцать, Ханаппи уже был игроком основного состава столичного клуба “Ваккер”, где играл в полузащите, причем настолько хорошо, что в 1950-м стал первым в истории игроком не из “Рапида”, получившим награду “Футболист года”. В том же году началась настоящая битва между “Ваккером” и “Рапидом” за талантливого 21-летнего игрока, “артиста мяча”, как его называли в местной прессе. Все прекрасно понимали, что Герхард давно перерос уровень скоромного клуба из пригорода австрийской столицы, однако “Ваккер” не собирался отдавать свою главную звезду принципиальному, пусть и гораздо более могущественному, сопернику. В итоге, член правления “Рапида” Франц Биндер принял самое неочевидное решение и попросту спрятал футболиста в частном доме венского пригорода Хюттельдорф, где тот провел несколько месяцев, пока шли долгие и трудные переговоры между руководством обоих клубов. В итоге, Ханаппи стал футболистом “зелено-белых”, а фанаты “Ваккера” поклялись в “вечной мести” соперникам, из-за чего на протяжении нескольких лет до, во время и после матчей между двумя клубами вспыхивали настоящие беспорядки. За “Рапид” хавбек, трансформировавшийся то в левого защитника, то в опорника, то иногда даже в вингера играл на протяжении 14 сезонов, забив за это время невероятные 114 голов в австрийском чемпионате (хотя номинально не считался игроком атаки – этакий Вальверде образца нынешнего сезона), и завоевал семь чемпионских титулов. Несмотря на то, что Герхард почти полгода был фактически без клуба, Вальтер Науш продолжал задействовать его в национальной сборной, за которую игрок дебютировал еще в 19 лет. Через год после ЧМ-1954 футболист по прозвищу “Карлик” стал капитаном австрийцев, и пребывал в этом почетном звании на протяжении восьми лет. За всю свою карьеру Ханаппи сыграл 93 матча за сборную, забив за нее 12 голов. После завершения футбольной карьеры Герхард полностью посвятил себя архитектуре, работал в отделе городского планирования Вены, открыл свою фирму, а в 1977-м спроектировал и построил домашний стадион для “Рапида”, получивший название “Вестштадион” и ставший вторым по вместительности после “Пратера” в австрийской столице. Через три года, после смерти Ханаппи, арена получила его имя, а еще через 12 лет подобной чести удостоился многолетний одноклубник и партнер Герхарда по сборной Эрнст Хаппель. В 2013-м стадион “Герхард Ханаппи” был закрыт и через год его снесли, построив для “Рапида” новую арену “Альянц”. Карлика часто приглашали попробовать себя в качестве тренера, но он неизменно отказывался, говоря: “В наше время нас тренировали, чтобы мы забивали как можно больше голов, а сейчас футболистов учат как не пропускать. Наше время мне нравилось больше”.

Довольно опытная сборная хозяев мирового первенства, несмотря на относительно невысокий уровень внутреннего чемпионата, считалась крепкой и неуступчивой командой, способной показывать неплохие результаты. Двадцать два футболиста заявки швейцарской команды распределились между семью клубами, причем “Янг Бойз” и давно существующий в любительском статусе “Ла-Шо-де-Фон”, завоевавший в 1954-м и золотые медали чемпионата страны, и Кубок, представляли по пять игроков, “Лозанну” четыре, “Грассхоппер” и “Серветт” по три, а “Кьяссо” (здесь завершал свою карьеру великий Дзамбротта) и ставший чемпионом в 1953-м “Базель” всего по одному. “Цюрих”, переживавший не лучшие времена перед “золотой эрой” 60-х и 70-х в сборной представлен не был. Одним из самых интересных и талантливых тренеров в Европе середины ХХ века был, без сомнения, австриец Карл Раппан. Он с детства впитал в себя все нюансы так называемого “венского футбола”, с его сложными комбинациями, многочисленными точными передачами и легкостью в обращении с мячом, включавшей в себя элементы жонглирования и некоего подобия танца. Главным адептом подобной игры был Маттиас Синделар, с которым Раппану посчастливилось пересекаться в “Вундертим” и которому подражали все австрийские футболисты 20-х и 30-х годов. На клубном уровне Карл, параллельно работая в венской текстильной компании, играл в “Ваккере”, “Аустрии” и “Рапиде”, в основном на позиции правого полузащитника, но уже в 25 лет понял, что хочет стать тренером и тут же попросил наставника сборной Австрии Хуго Майсля дать ему вводный курс и обучить азам этой профессии. Шанс попробовать себя в новой роли представился очень скоро: всего через год Раппан узнал, что представительство его компании в Швейцарии ищет сотрудника на неполную ставку. Он перевелся в Женеву и стал футболистом “Серветта”, руководство которого всего через несколько месяцев назначило австрийца, отошедшего на позицию центрального защитника, играющим тренером команды. Как оказалось, футбольные боссы вытащили из колоды настоящего джокера: “Серветт” выиграл два чемпионата Швейцарии подряд, после чего Раппан решил повесить бутсы на гвоздь и отправился в Берлин на тренерские курсы Отто Нерца, наставника Зеппа Хербергера и первого тренера в истории сборной Германии, занявшего с ней третье место на ЧМ-1934. Получив вдобавок к практическим и теоретические знания, Карл вернулся в Швейцарию, чтобы начать применять их на практике. Полем для экспериментов для молодого австрийца (на момент возвращения ему едва исполнилось 30 лет) стал “Грассхоппер”, с которым Раппан за девять лет выиграл пять чемпионских титулов и семь Кубков страны, став одним из самых успешных тренеров в истории швейцарского футбола. За свою 37-летнюю тренерскую карьеру Карл четырежды возглавлял швейцарскую сборную, продолжая параллельно работать с клубами.

Именно Раппан стал автором так называемого “тактического переворота века”, придумав схему Riegel, которую в русскоязычных источниках почему-то часто называют “болт” или “замок”. На самом деле ригель – это подвижная часть обычного шпингалета, та самая, которая ходит вправо-влево, позволяя запирать дверь изнутри. Идея тренера заключалась в уходе от обычных в то время атакующих схем 2-3-5 с пятью форвардами или 3-2-2-3 (WM) с двумя инсайдами под нападением, поскольку в маленькой Швейцарии трудно было найти большое количество высококлассных атакующих игроков. Карл отодвинул свою команду к воротам, выставив перед ними четырех защитников, и ввел позицию “либеро”, который мог как выходить в полузащиту, так и оставаться между линией обороны и вратарем. Кроме того, полузащитники также могли отходить назад, встречая атаку противника и отдавая ему центр поля, а также теснили нападающих к флангам, где их встречали крайние защитники. По сути, Раппан стал первым тренером, сознательное перешедшим на игру от обороны. Немецкий историк футбола Дитрих Шульце-Мармелинг писал в своей книге “Стратегии игры”:

“Раппан превратил футбольный дефицит Швейцарии в эффективное оружие. Он изобрел ригель, потому что швейцарские игроки технически не могли сравниться с иностранцами и не обладали их видением игры. Он использовал их твердость характера, чувство ответственности за результат и высокую дисциплину в угоду команде, даже когда это было в ущерб персональному развитию игрока”.

Именно из швейцарского ригеля возник, несколько видоизменившись, итальянский катеначчо. Главной надеждой сборной Швейцарии в атаке, помимо великолепных нападающих “Базеля” Йозефа Хюги, “Грассхоппера” Робера Балламана и “Ла-Шо-де-Фон” Шарля Антенена, стал опытный вингер “Серветта” 28-летний Жак Фаттон, которого ласково называли “Джеки”. Выходец из французской семьи, футболист дебютировал за “гранатовых” в 1943-м, и уже через два года стал игроком основного состава, образовав результативную связку с креативным полузащитником Люсьеном “Лулу” Пастером, которого прозвали “шеф” за умопомрачительное количество точных передач из центра поля атакующим игрокам. В 1946-м и 1950-м во многом благодаря этой парочке “Серветт” стал чемпионом страны, а в 1949-м дубль Фаттона помог команде завоевать Кубок. Джеки предпочитал играть в нападении слева, откуда он, со своим ростом в 166 см, ускорялся, в несколько движений проскальзывал мимо защитников и сильным ударом с коротким замахом поражал ворота. Коньком Фаттона, помимо скорости, была его физическая выносливость: он вполне мог отбегать 80 минут в привычном темпе, но в концовке матча увеличивал обороты, проносясь рядом с выдохшимися футболистами обороны противника так, как будто только что вышел на поле. В сезоне-1961/62, когда Джеки было уже 36 лет, он наколотил 25 голов в 20 играх и в третий раз в своей карьере стал лучшим бомбардиром чемпионата страны. За девять лет в национальной сборной Жак сыграл в 53 матчах, отметившись 29 голами. Карл Раппан называл Фаттона лучшим левым нападающим за всю историю швейцарской команды. Джеки завершил карьеру в 38 лет в ранге лучшего бомбардира в истории чемпионата Швейцарии с 273 забитыми мячами на своем счету.

Раппан, футболисты которого получили передышку лишь в три неполных дня (австрийцы отдыхали пять), решил не вносить изменения в состав, грохнувший за три дня до того саму Италию 4:1. Вместо этого тренер пошел на риск, попросив своих игроков массово подключаться к атакам уже с первых минут, использовать длинные передачи с навесами и забыть про систему “ригель”, оставляя на оборонительных рубежах одного-двух полевых игроков. Защитники должны были бежать вперед вслед за пятеркой атакующих игроков, подавляя техничных и быстрых австрийцев массовостью подобных набегов. Правда, аномальная жара в планы Раппана никак не входила. Ни о чем не подозревавший Науш также оставил в неприкосновенности стартовый состав, недавно громивший Чехословакию 5:0, проведя лишь подробный инструктаж по взламыванию оборонительных редутов швейцарцев, главная роль в котором отводилась Оцвирку, признанному дирижеру австрийских атак, а также ударам с дальней дистанции, призванным нейтрализовать ригель Раппана.

Выполнявшие тренерскую установку дисциплинированные швейцарцы ринулись в атаку сразу после стартового свистка шотландского арбитра Чарли Фолтлесса, однако до поры до времени игра оставалась более или менее равной: мяч, не задерживаясь в центре поля, курсировал между двумя штрафными, а команды обменялись двумя-тремя полуопасными моментами. Наконец, на 16-й минуте плотину прорвало, и начался настоящий голевой водопад. Сначала Балламан невероятным по силе ударом с 18 метров пробил под перекладину, не оставив шансов голкиперу Курту Шмиду. Австрийцы разыграли мяч в центре поля и почти доставили его в штрафную соперников, но швейцарцы двумя длинными и точными передачами отправили снаряд к Хюги, который на одиннадцатиметровой отметке разобрался с Эрнстом Хаппелем и забил второй гол команды Раппана. Шмид, растянувшийся в полушпагате, снова был бессилен, а стадион ликовал. Обескураженная Австрия попыталась было ответить опасным навесом Роберта Кёрнера, но мяч с головы его адресата сняли, а через минуту табло с огромными часами и надписью OMEGA уже показывало 3:0: Хюги оформил дубль после передачи Антенена с фланга.

Швейцария забила три мяча за четыре минуты, после чего казалось, что песенка австрийцев на ЧМ-1954, начинавшаяся на мажорных нотах, будет допета в глубоком миноре. Однако команда Науша не собиралась сдаваться. Кёрнер с Теодором Вагнером из “Ваккера” затеяли перепасовку у штрафной Эжена Парлье, и начавшие выдыхаться от быстрого бега вкупе с адской жарой защитники швейцарской сборной не успевали за быстрыми и точными передачами наследников “Вундертим”. Тройная стеночка завершилась голом Вагнера. Всего через минуту великолепный дальний удар нанес Альфред Кёрнер, и неберущийся мяч влетел в ворота Парлье рикошетом от штанги. Еще 60 секунд – и голом в “девятку” Вагнер сравнял счет в этом невероятном матче, длившемуся к тому моменту всего 27 минут (!), причем Австрии для того, чтобы забить три мяча, понадобилось на минуту меньше, чем Швейцарии. Науш позже признавался, что “один только Бог мог сказать в тот момент, чем закончится эта игра, а я, как и весь стадион, оставался в полном неведении”.

После нескольких сумбурных атак с обеих сторон австрийцы вышли вперед силами Оцвирка, нанесшего точный дальний удар в нижний левый угол ворот Парлье, которому не хватило буквально миллиметров, чтобы дотянуться до мяча. На 34-й минуте Роберт Кёрнер ассистировал брату Альфреду, конвертировавшему его точный навес в пятый гол австрийцев, буквально затолкав мяч в ворота в борьбе с Парлье. Незадолго до конца первого тайма длиннейшая передача с центра поля нашла Балламана в штрафной Австрии и нападающий сократил отставание в счете, великолепным чипом перебросив Хаппеля и Шмида. 5:4, ДЕВЯТЬ голов за 24 минуты – рекорд, какого история чемпионатов мира еще не видела, да и не увидит, по крайней мере, в последовавшие за этим 68 лет. Счет мог бы быть еще (хотя куда уж еще!) крупнее: голкипер сборной Австрии с огромным трудом потащил дальний удар Хюги, едва не упустив мяч на линии ворот, а Стояспал, которого борцовским приемом свалил в собственной штрафной Боке, заработал пенальти – и Альфред Кёрнер не попал по воротам.

Команды отправились на заслуженный перерыв, в попытке хотя бы на четверть часа укрыться от изнуряющей жары. В обеих раздевалках, где футболистов обливали водой со льдом, суетились медики. Шмид, еще по ходу первого тайма то и дело хватавшийся за голову, показывал все признаки теплового удара (именно им позже объяснялись некоторыми первые три мяча швейцарцев). Он пошатывался между штангами, опирался на каркас ворот, закатывал глаза, в раздевалке вратаря рвало. Гораздо хуже себя чувствовал капитан хозяев первенства Роже Боке, защитник и штатный пенальтист “Лозанны”: он спросил у товарищей, закончилась ли игра, и с каким счетом они выиграли. Замены регламентом не предусматривались, и плохое самочувствие одного из ключевых футболистов швейцарцев могло привести к катастрофе. Тем не менее Раппан, который мог бы перестроить свою команду, не сменил капитана с его критичной для общей игры сборной ролью в центре поля на кого-то из игроков атаки (в сборной Швейцарии оборонительного полузащитника, как, к слову, и вратаря умели играть все), попросту сунув ноги Боке в ведро с ледяной водой и положив ему на голову пакет со льдом. Во втором тайме скорости снизились, хотя атакующая игра никуда не пропала. Обменявшись несколькими неточными ударами по воротам, команды попытались выстраивать позиционные атаки, одна из которых завершилась голом Вагнера, оформившего хет-трик и вновь увеличившего преимущество команды Науша до двух мячей.

Однако семь минут спустя швейцарцы вновь напомнили о себе: дальний удар Хюги попал сначала в голову Хаппеля, а потом прямо в руки голкипера Шмида, который не сумел спасти свои ворота. В течение пятнадцати минут обе сборные активно атаковали, но мяч, в отличие от первого тайма, в ворота уже не шел. Австрийцы исполнили два штрафных с неплохих точек, оба раза попав в стенку, парочку сейвов сделал Парлье, снявший свою насквозь промокшую кепку, а швейцарцы ответили несколькими неточными ударами в исполнении Хюги и Фаттона. На 76-й минуте свое имя в список авторов забитых мячей вписал рекордсмен сборной Австрии по голам на чемпионатах мира, звезда “Рапида” Эрих Пробст, перекинув бросившегося к мячу Парлье. В концовке матча футболисты уже едва не падали от изнеможения, то и дело подбегая к бровке поля, где их обливали водой из специально заготовленных в перерыве бутылок. Австрийцы могли забить еще парочку мячей, но чудеса героизма продемонстрировал Нёри, буквально выдиравший снаряд из ног техничных форвардов. После финального свистка игроки повалились на газон и с поля их на руках уносили фанаты. Австрия с космической победой 7:5 вышла в полуфинал, а хозяева соревнования были вынуждены наблюдать его по телевизору.

Hitzeschlacht von Lausanne (Жаркая битва в Лозанне), как ее окрестили газеты, по-прежнему остается самой результативной игрой в истории чемпионатов мира (то же гордое звание носит ее первый тайм), первым матчем на мировых первенствах, где команда сделала камбэк, проигрывая с разницей в три мяча, и третьим, в котором футболисты обеих команд отметились хет-триками. На этом великолепный ЧМ-1954 рекорды переписывать не закончил, а все четыре матчи четвертьфиналов, оба полуфинала и финал соревнования достойны отдельных и очень подробных (примерно как этот) рассказов. Впрочем, эту историю я уже рассказал в целой книге об этом первенстве.

Составы команд:

Австрия: Курт Шмид, Герхард Ханаппи, Леопольд Баршандт, Эрнст Оцвирк (32′), Эрнст Хаппель, Карл Коллер, Роберт Кёрнер, Теодор Вагнер (25′, 27′, 53′), Эрнст Стояспал, Эрих Пробст (76′), Альфред Кёрнер (26′, 34′).

Швейцария: Эжен Парлье, Андре Нёри, Вилли Кернен, Оливер Эггиман, Роже Боке (к), Шарль Казали, Шарль Антенен, Роже Фонлантен, Йозеф Хюги (17′, 19′, 58′), Робер Балламан (16′, 39′), Жак Фаттон.